Мир17 июн.

Вместе с чаем человек поглощает ДНК сотен насекомых

Оказывается, когда мы льем кипяток на пакетик с чаем, то завариваем ДНК сотен насекомых, которые когда-то прогуливались по чайному листу. Таков результат исследований, проведенных командой немецких биологов из Трирского университета и опубликованных в свежем номере журнала Biology Letters.

А начиналось все с того, что руководитель исследовательской группы Хенрик Крехенвинкель и его коллеги отправились в продовольственные магазины Германии и на казенные деньги накупили там разные виды чая, черного и зеленого, россыпью и в пакетиках, листового и измельченного. После чего стали рассматривать образцы в мощнейшие микроскопы. Что же они там увидели?

«В общей сложности мы обнаружили 3264 членистоногих, представляющих 3 разных класса, 22 отряда, 281 семейств, 1068 родов и 1279 видов, включающих хищных насекомых, травоядных, паразитоидов и детритофагов», — рассказали ученые.

Конечно, все это не ползало в живом виде по чаю, а лежало кучками в виде частиц ДНК. «Образцы средовой ДНК напоминают генетические хлебные крошки, оставленные живыми существами, и их можно секвенировать, чтобы установить, какие виды обитают в определенной среде», - объяснили ученые.

В каждом отдельном образце ими было обнаружено в среднем более 200 таксономических единиц (то есть там некогда ползало, скакало или гуляло более 200 разных насекомых). Причем самый высокий средний показатель дал именно зеленый чай. Не зря диетологи твердят о его полезности — вот и членистоногие тоже в курсе.

К слову сказать, немецкие биологи проделали все эти опыты вовсе не для того, чтобы отвадить людей от чая. (Хотя Хенрик Крехенвинкель зачем-то сообщил журналистам, что предпочитает кофе, на котором любая ДНК распадается еще во время обжарки зерен).

Нет, их исследование — это вклад в новую ветвь молекулярной биологии, где идет оттачивание методов поиска следов ДНК живых существ во всевозможных средах. В том числе, в воздухе, в почве и воде. Сегодня с помощью проб средовой ДНК уже отслеживают в озерах, ручьях и морях инвазивные (чужие и, возможно, угрожающие этому месту) виды, редкие организмы.

Но особенно интересует молекулярных биологов воздух. Пока неизвестно, как долго может сохраняться там ДНК живых существ. В прошлом году Элизабет Клэр из Йоркского университета доказала, что в пробах воздуха, взятых в лаборатории, можно обнаружить генетический материал, доказывающий, что где-то тут околачивается голый землекоп. После чего перенесла эксперименты в зоопарк. Установленные в 20 различных точках вакуумные насосы с фильтрами всего за полчаса работы подтвердили своими пробами, что тут находятся не только все 17 видов животных, официально стоящих у зоопарка на довольствии, но и ежи с оленями. Также была отслежена ДНК из мяса кур, свиней, коров и лошадей, которым кормили обитателей зоопарка.

Не надо быть специалистом, чтобы понять: все эти исследования — прорыв не только в биологии, но и в криминалистике. Уж если молекулярные биологи способны доказать, что здесь когда-то стояло, ходило или летало микроскопическое насекомое, то связать преступника с местом преступления они смогут тем более.